ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ С МАЭСТРО ЛЕНИНГРАДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
18 декабря 2019 года я с творческой съемочной группой гимназии пришла в гости к легендарному скульптору, народному художнику России Григорием Даниловичем Ястребенецким, которому 29-го октября исполнилось 96 лет.

Я должна была взять у него интервью для нашего школьного кинопроекта «Петербуржец 278: учимся у Петербурга». Готовясь ко встрече, выискивала в интернете разные сведения об этом замечательном человеке. Кроме того, просмотрела книги, написанные скульптором. Было интересно, как это в одном человеке воплотился целый век.

Вот, что о нем сказано в справочнике «Кто есть кто в Петербурге»: Ястребенецкий Григорий Данилович — народный художник РСФСР, заслуженный деятель культуры Польши. Его работы установлены на Зеленом поясе Славы, на Ивановских порогах, в Гамбурге — посвящение нашим воинам, погибшим в концлагерях. Жена Виктория Шкарина преподавала английский язык в Институте имени Репина. Сын Александр Ястребенецкий — художник-график, вице-президент РАХ. Ученик Ярослав Барков — автор мемориала «Подвигу метростроевцев».
Григорий Данилович жил на улице Малой Посадской, Петроградская сторона. Окна его квартиры на 5 этаже смотрят на Петропавловскую крепость. В его квартире мое внимание привлекли картины и скульптура, некоторые работы он выполняет в мастерской на Песочной набережной, д. 16, а кое-что мастерит дома.

Трудно было представить, что он когда-то был маленьким, поэтому мой первый вопрос был:
Я родился в Баку, куда моя семья переехала из голодающего Петрограда в 1921 году. Там я и родился в 1923. Моя мама, ее звали Людмила Давыдовна, работала библиотекарем, а папа был врачом. Родители отдали меня в школу в 6 лет. С 6-ти лет брали только в немецкую школу. Моя няня была коренной немкой. Она совсем не знала русского языка. Кроме того, я с детства посещал художественную школу.
В Ленинград мы приехали, когда я учился в 7 классе. Я продолжал учиться в немецкой школе, которая была на Невском проспекте дом 22. Жили мы тоже на Невском проспекте дом 61. Я посещал художественную студию в Аничковом дворце. Когда я перешёл в 10 класс, то поступил в среднюю художественную школу Академии художеств. При этом с 1939 года, я продолжал учиться в общеобразовательной школе, которая находилась в Пролетарском переулке (Ныне Графском). Несколько лет назад у входа в эту школу я установил скульптуру Адама Мицкевича.
Окончив сразу две школы – общеобразовательную и среднюю художественную при Академии художеств – я с моим товарищем уже в июне 1941-го пошел в военкомат, чтобы попасть на фронт добровольцем. В военкомат на медкомиссию мы получили повестки явиться 2 июля. В тот день призыва формировали отряд для школы политсостава в Ельню: должны были взять сто человек, а пришло сто двадцать парней. Поскольку моя фамилия в конце алфавитного списка, я в ту сотню не попал, в Смоленскую область меня не послали, и я остался на Ленинградском фронте на время всей блокады. А два моих товарища через две недели погибли в бою под Ельней. Меня отправили на артиллерийскую базу, выдали шерстяную буденовку с большой звездой времен Гражданской войны. В составе запасного минометного полка я провел в Ленинграде самые страшные блокадные месяцы. Я до сих пор так и не научился танцевать: молодость пришлась на войну.

Мы настолько ослабели, что за скудным довольствием на всех по очереди отправлялся один из нас. Каждому полагалось полкотелка крапивного супа и крошечная пайка хлеба. Кстати, в декабре из черного он вдруг стал почти белым: кажется, потом ректор Ботанического института за «разработку» этого хлеба из целлюлозы получил Сталинскую премию. В конце декабря с дистрофией второй степени меня отправили в эвакогоспиталь, расположенный в Александро-Невской лавре со второй степенью дистрофии. За ночь там уходило из жизни по три-четыре человека. Трупы бросали в подвал, и оттуда периодически были слышны стоны — кого-то скинули раньше времени. Тощие санитары запихивали горы мертвых тел в грузовики. Но это зрелище уже не пугало — все чувства притупились. который располагался в лавре. Больные лежали там не на кроватях, а прямо на носилках. Каждую ночь от голода умирали по 2-3 человека. Потом к пайку прибавили одну галету: может, она меня и спасла. После госпиталя я попал в 8-й дивизион аэростатов артиллерийского наблюдения, с которым дошел до Восточной Пруссии.

После госпиталя меня отправили в воздухоплавательный дивизион аэростатно-артиллерийского наблюдения (он находился на Ржевке) — мы с высоты 800–1000 метров корректировали огонь советских батарей по немецким точкам.
14 января 1944 года началась операция по полному снятию блокады, и мы двинулись в сторону немцев. Под Нарвой меня ранило, я снова попал в госпиталь, после него в другую часть — роту связи.

Вот такая невеселая у меня была юность.

Начались обстрелы Ленинграда. Я видел, как рушился дом на Суворовском проспекте, горел Гостиный двор, как из Эрмитажа эвакуировали живопись. Мы с сослуживцами постоянно ползали на крыши и сбрасывали немецкие «зажигалки», чтобы предотвратить пожары. Я спал в подворотне на досках и слушал, как разрывались снаряды где-то в центре города. С полудня до часу дня артобстрел прекращался, потому что немцы дисциплинированно обедали.

Когда еще были силы ходить, я отправился с пакетом в другую часть. Транспорт уже встал, и по занесенному снегом Невскому едва передвигались закутанные люди. Не один-два, как показывают в фильмах про блокаду, а десятки везли саночки с умершими. В начале войны пару раз меня отпускали домой, и из окон нашей квартиры на Невском, 20, я видел, как из Эрмитажа на грузовиках вывозили в эвакуацию рулоны картин. А потом, когда на крыше Строгановского дворца разрывались снаряды, осколки летели в нашу квартиру, и все книги на стеллажах были пробиты и посечены этими осколками. Отец и мать к тому времени уже воевали. А еще раньше я помню черный дым над горящими Бадаевскими складами, помню, как горел Гостиный двор… Мы тогда гасили зажигательные бомбы на крышах и верили, что все это не надолго. Но вышло иначе. Не люблю вспоминать это тяжкое время.

Мы страшно голодали, из-за худобы я даже не мог сидеть на твердом стуле: кости буквально прорезали кожу. Не передать словами, что мы испытали – это надо пережить. По странному совпадению мне в ту пору попалась книжка Гамсуна с рассказом «Голод» с поразительно точным описанием состояния голодающего человека.

Если говорить о самой войне, то к ее обыденным тяготам я быстро привык. Спать в снегу, не бояться оглушительных залпов зенитной пушки, не содрогаться, когда под разведенным костром из-под снега вытаивали тела убитых. До сих пор, ложась спать, я привычно складываю свои вещи так, чтобы с закрытыми глазами можно было быстро вскочить и одеться.

Близкие говорят, что я умею в жизни и творчестве «держать удар». Думаю, это тоже одно из военных приобретений. Но самое главное, чему меня научила война, – это ненавидеть войну.

"Живая летопись эпохи: он пережил блокаду, воевал, был ранен, День Победы встретил в Кенигсберге, потом исполнил свою мечту - стал скульптором. Был востребован и в советское время, и в нынешнее. Воспитал целую плеяду учеников, продолжает творить по сей день".                                                                                         
                                                                                                                           Сергей Глезеров «Санкт-Петербургские ведомости»
"Интересные встречи привлекали меня с первого класса. Моя бабушка Валентина Павловна старалась придать этому интересу полезную форму и определила меня в школу телевидения. Там я впервые узнала о том, что такое интервью. Интервью - это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы на важную тему. Я считаю очень важной связь детей с такими замечательными ветеранами, как народный художник России Григорий Данилович Ястребенецкий. Если бы мы взялись ознакомиться со всеми им созданными произведениями, нам бы не хватило и нескольких дней. Одних только мемориальных досок, созданных им, не менее трех десятков. Со многими, кому посвящены эти доски, Григорий Данилович дружил, - например, с Михаилом Дудиным и Александром Володиным...                     
                                                                   
                                       Из интервью-эссе Мелании Кунгуровой, ученицы гимназии имени Б.Б.Голицына
Откуда Вы родом?
Что Вы можете рассказать о своих школьных годах?
Григорий Данилович, расскажите о Вашем участии в войне
Каким запомнился блокадный Ленинград?
Чему научила Вас война?
ГРИГОРИЙ ДАНИЛОВИЧ ЯСТЕРЕБЕНЕЦКИЙ
Г.Д. Ястребенецкий - (29 октября 1923, Баку — 18 марта 2022, Санкт-Петербург).

Советский и Российский скульптор, Действительный член Российской Академии художеств (Отделение скульптуры, 2006), Народный художник РСФСР (1984), заслуженный деятель культуры Польши, руководитель персональной творческой мастерской скульптуры Российской Академии художеств в Петербурге (с 2006). Член Союза художников СССР, Союза художников России (1951).

Родился в Баку в семье врача Данилы Григорьевича и библиотекаря Людмилы Давыдовны Каблоцкой. Окончил общеобразовательную школу №209 г. Ленинграда, одновременно с художественной студией при Институте имени И. Е. Репина Академии художеств СССР в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны (1941—1945). В 1941 г. добровольцем ушел на фронт в возрасте 18 лет, Принимал участие в боях под Ленинградом, Нарвой, Шлиссельбургом, на Карельском перешейке. Был ранен. Всю войну прошел солдатом, окончил в звании старшены в 1945 г.

Награжден орденом Красной Звезды, оденом Отечественной Войны I степени, медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За боевые заслуги",  медалью "За победу пад Германией в Великой Отечественной войне".

Авторские произведения Григория Даниловича представлены в более 40 музеях страны,  зарубежных коллекциях и частных собраниях: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музеи Дюссельдорфа, Дрездена, Берлина, Гревенбройха, Китая, Америки, Англии, Польши, Финляндии, Бельгии.

Наша школа сотрудничала с Григорием Даниловичем с 2017 года по теме изучения военной биографии Рудольфа Соколинского, полного ровесника Г.Д. Ястеребнекого. С 1918 г. по 1919г. Григорий Данилович принял участие в гимназическом фильме "Учимся у Петербурга".

Был экспертом работы "Интервью с мастером" ученицы 8А класса Мелании К. Проявлял живой и активный к нашей гимназии, давая обратную связь, по любому вопросу любому вопросу.

Григорий Ястребенецкий в 18 лет.
Григорий Данилович в своей мастерской на Песочной наб.
Григорий Данилович знакомится с 
исследованием Мелании К.
Г.Д. Ястебенецкий в мастерской на
Песочной наб.
Скульптурная работа 
ИНТЕВЬЮ С МАСТЕРОМ (исследовательская работа)
Материал подготовлен Меланией Кунгуровой,
ученицей 8 класса гимназии № 278 им. Б.Б. Голицына
для научно-практической конференции школьников
"На Петроградской стороне"
PARTY
СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ С МАСТЕРОМ
Контакты музея "Зеркало истории"
190103, Город Санкт-Петербург, улица Дровяная,
дом 7а, литера А;
(812) 251-43-34, Факс: (812)251-39-34
sc278@adm-edu.spb.ru
Режим работы музея : будние дни с 10:00 до 17:00
© Музей "Зеркало истории"