Историко-краеведческий музей "Зеркало Истории"
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЯ.
Создание гимназического школьного музея берет свое начало в 1970 г. Период, когда повсеместно в школах, стали открываться музейно-выставочные комплексы Боевой Славы, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.
В рамках международного проекта, по обмену учащихся и учителей с партнерскими школами Германии, нацеленного на углубленное изучение немецкого языка при полном погружении в языковую среду, гимназисты посетили германский город Циттау (Zittau, GDR). Там на автомобиле-строительном заводе Робур (Robur) функционировал военно-краеведческий музей, открытый немцами в благодарность за освобождение их города советскими гвардейцами 7 корпуса от фашистских захватчиков.
В музее состоялась памятная встреча ветеранов 7 гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса и гимназистов, участников КИДа (клуба интернациональной дружбы). Именно немецкий музей был взят за образец при создании школьного военно-краеведческого музея.
Свой первый сертификат №140 был присвоен музею 23 февраля 1979 года Дворцом пионеров имени Жданова, а полное название музея было «Зал Боевой Славы 7 гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса»
По мере развития и становления нашего школьного музея, ветераны 7 корпуса стали пополнять его музейную коллекцию экспонатов, тем самым, значительно расширяя выставочное пространство музея.
Актуальным будет вопрос о целесообразности создания школьного историко-краеведческого музея. Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, как и все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как наглядная иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность, ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, неважно, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, водят экскурсии, выпускают газеты и т.д.
В нашем музее, как, наверное, и в любом другом школьном музее имеется актив, состоящий из ребят, работающих в разных направлениях. Есть у нас свои традиции: каждое заседание большого Совета заканчивается играми, конкурсами, викторинами и чаепитием. Каждый год пишем рефераты и исследовательские работы по музейной тематике, собираем материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, часто – это истории из семейных архивов. В этой работе, конечно, детям помогают их родные и близкие. В музее постоянно работает группа учеников-экскурсоводов, ребята проводят различные тематические экскурсии.
Большое внимание уделяется такому методу взаимодействия как театрализация, ведь она как никакая другая деятельность, обращена именно к эмоциональной сфере ребёнка. Апеллируя к эмоциональной сфере, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение духовно-нравственных ценностей во внутренний мир ребёнка.
«…ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить» говорится в книге В.Франкла «Человек в поисках смысла».
В год 25-летия музея мы показали большую юбилейную театрализованную композицию «Нам 25», где в первой части греческие богини – забвения Лето и истории Клио – ведут философский спор о том, нужны ли нам вообще какие-то музеи, зачем хранить всякую старую рухлядь.
Хотелось бы отметить и такую интересную форму работы, как урок-реконструкция, когда к нам приходят наши друзья униформисты-коллекционеры в подлинной немецкой и советской форме военного времени со всеми мельчайшими деталями и беседуют с ребятами. Эти уроки очень нравятся детям.
В 2004 году традиционную литературно-музыкальную композицию, посвящённую Дню Победы, мы построили с использованием биографических материалов наших ветеранов В.И.Серкова и Г.М.Докучаева. В.И.Серков присутствовал на этом выступлении, думается, ему это было приятно.
Пространство нашего музея так удачно организованно, что позволяет нам проводить многие мероприятия прямо в музее. При проведении таких мероприятий мы также стараемся вносить в них элемент творчества и театрализации. На уроке, посвящённые началу изучения истории ВОВ, ребята сидят лицом к светосхеме боевого пути 7-го механизированного корпуса. Учащиеся не только слушают историю 7-го корпуса, проследив его боевой путь по карте-схеме, который показывают наши экскурсоводы, но и сами приходят с гитарами, поют песни о войне, читают стихи и рассказывают какие-то истории своих семей, связанные с Великой Отечественной войной.
В музее ежегодно проводятся уроки блокады, когда ребята оказываются в блокадной комнате, что сразу же настраивает учеников на военную тему. Урок проходит в формате беседы. Ребята заранее готовятся к этому мероприятию: учат стихи и песни о блокаде, записывают блокадные истории и воспоминания своих родных и знакомых. Выступление проходит в инсталляции солдатской землянки, учащиеся становятся участниками театрализованной экскурсии, когда фрагменты экскурсий органично вплетаются в литературно-музыкальную композицию с разыгрыванием сценок по данной тематике.
Для совсем юных гимназистов, первое посещение музея мы начинаем с задания, в котором необходимо пройти по музею самостоятельно и попытаться понять, увидеть, почувствовать, чему посвящён наш музей и его музейно-экспозиционное пространство. Объясняем уникальные особенности музея, его многоярусность, потом начинается беседа, разговор о музее.
Есть у нас такой вид образовательной деятельности, как работа с отдельным предметом. Одним дали, например, солдатскую ложку, другим – котелок. Даём задание: найти все ложки и котелки в экспозиции музея, описать, чем они отличаются друг от друга, развиваем тему походно-полевой кухни. Дети часто даже представить себе не могут, чем и как питался солдат в походно-полевых условиях.
Экскурсия в интерактивном взаимодействии оставит гораздо больший след в памяти гимназистов, чем традиционные уроки по изучению ВОВ. Самостоятельный поиск ответов на вопросы в музее активизирует творческие способности ребёнка, заставляет ученика самого думать, размышлять, проявлять активность, превращает обычное посещение музея в игру.
Наш музей не замыкается только на школьных делах, большую помощь и стимул оказывают различные общественные организации, с которыми контактирует наш музей. Это ДДТ «Измайловский», музей фабрики «Гознак», контакты с Советами ветеранов Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса, 2-й гвардейской танковой армии, участие в Ассоциации «От краеведения к гражданственности» приносит большую пользу в плане обмена опытом, познания новых инновационных форм взаимодействия.