Протоиерей Философ Орнатский–
первый директор Голицынской гимназии
  Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Небесным покровителем будущего священника был святой мученик Философ Александрийский, известный тем, что он был обезглавлен в III веке за исповедание Христа. Память его совершается 12 июня по новому стилю.

Обучался Философ сначала в Кирилловском духовном училище, а затем в Новгородской духовной семинарии. Отец Философ поступил в СПб духовную семинарию в 1875, обучался там, а затем был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия. Летом этого же года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме во имя иконы Б.М. «Утоли моя печали» приюта принца Ольденбургского, до принятия сана и назначения настоятелем храма отец Философ преподавал Закон Божий в этом приюте.

26 августа 1892 года отец Философ по просьбе служащих Экспедиции Заготовления ценных бумаг был назначен настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского, в котором он будет служить 20 лет по 1912 год.

Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.

В 1893 году отец Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нес свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено двенадцать храмов, самый большой из них – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборгской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.

Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Все множество общественных званий и должностей, которые он нес во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.
Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов, как «Санкт-Петербургский духовный вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-русское слово» (с 1902 года).

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), которого, в бытность того студентом Духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со святейшим патриархом Тихоном (Беллавиным).

Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником.

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО (1903 – 1912)
Борис Борисович Голицын
Кирилловское духовное училище
Сотрудники Технической школы 
Занятия для физического здоровья 
Занятия для нравственного здоровья 
 Педагогический состав Технической школы 
Урок в Технической школе
Занятия для девушек
Кабинет заведующего Технической школы 
Отец Философ с семьей на даче в поселке Графская (Песочный). 1906 г.
Отец Философ Орнадский с
супругой  Еленой Белозерской 
Философ Николаевич Орнатский
Техническая школа
на Рижском проспекте
Нравственные ценности имеют непреходящее значение. Необходимость изучения истории нашего образовательного учреждения ведущего начало с 1903 года, когда была создана Техническая школа при Экспедиции заготовления Ценных бумаг, привела нас к изучению истории жизни первого заведующего и законоучителя этой школы – Философа Николаевича Орнатского. Уникальна личность отца Философа как духовного наставника и представителя российского образования в ситуации социального взрыва. И сегодня, когда наше образование переживает период перемен и социальных потрясений, духовные основания общества разрушены, возвращение к истокам имеет большое значение для дела воспитания человека.
- СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
- ФИЛОСОФ ОРНАТСКИЙ
Из книги священника Михаила Польского:

«Для расстрела отца Орнатского построили взвод красноармейцев. Те отказались стрелять. Позвали китайцев. Идолопоклонники, устрашенные чудесной силой и видом молящегося коленопреклоненного старца, также отказались. Тогда к батюшке подошел вплотную молодой комиссар и выстрелил в него из револьвера в упор…»

Тела расстрелянных сыновей Николая и Бориса и отца Орнатского скинули в воды Финского залива. Есть свидетельство, что тело священномученика Философа не утонуло, волнами вынесло к Ораниенбауму, где его тайно захоронили.

В 2000 году протоиерей Философ Орнатский и его сыновья причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
В 1899 году управляющим Экспедиции заготовления Государственных бумаг был назначен князь Борис Борисович Голицын (1862—1916), выдающийся русский учёный, академик, физик, впоследствии - отец русской сейсмологии и сейсмометрии, автор проекта реформы средней школы. Этот период называют Серебряным веком Гознака.

Одной из инициатив Б. Б. Голицына стало открытие первоклассной и современной технической школы, проект которой разрабатывался под высоким покровительством Великого Князя Михаила Александровича и чутким руководством Бориса Борисовича Голицына. Проект был утвержден Госсоветом в составе Соединенных департаментов Промышленности, Науки и Торговли, Законов и Государственной экономии 28 марта 1903 года. 26 мая того же года на проекте появилась подпись императора Николая II. Именно эту дату можно считать началом истории Технической школы (ТШ).

1 сентября 1903 года школа при Экспедиции заготовления Государственных бумаг открыла свои двери для обучающихся, а протоиерей Философ Орнатский был назначен законоучителем этой школы и временно исполняющим обязанности заведующего. Второй настоятель храма Андрея Критского, Петр Никандрович Ивановский, также принимал активное участие в жизни ТШ. В 1904 году Петр Никандрович как специалист по русскому языку и литературе был приглашен преподавать в Техническую школу.


Невозможно представить атмосферу учебного процесса в Технической школе без обращения к основам системы нравственных, духовных и педагогических ценностей, выработанных отцом Философом более столетия назад.

Богатый материал нам дают опубликованные проповеди, речи и статьи, в которых:
 - отмечалась проблема распущенности юношества;
 - говорилось о проблеме падения роли семьи и отрицания брака, о развращающем детей безнравственном чтении и влиянии модной одежды, о влиянии на них возбуждающей пищи, безнравственных увеселений, роскошной праздности;
 - давались наставления по поэтапному воспитанию ребенка с позиций христианской морали;
 - неоднократно говорилось о взращивании патриотизма и любви к Родине;
 - поднимался вопрос борьбы с нигилизмом и того, что может сделать для этого система воспитания и образования
(как огородить умы подрастающих поколений от деструктивной революционной заразы и внешних сил).

1910 год стал для отца Философа юбилейным – исполнялось 25 лет его служения в священном сане. Празднование началось служением Божественной литургии в церкви при Экспедиции Ценных бумаг, совершенной преосвященным Вениамином, епископом Гдовским, в сослужении самого юбиляра и сонма петербургского духовенства. После Литургии и благодарственного молебна, в храме приветствовали отца Философа сослуживцы по Экспедиции и многочисленные прихожане. Из церкви почетные гости и все приглашенные перешли в большой зал Технической Школы при Экспедиции. Здесь приветствовали юбиляра сослуживцы по Школе, учащиеся числом 600 человек, специальные классы при Школе, смотрители ночлежных домов Нарвской части и другие лица, соприкасавшиеся с отцом Философом в своих служебных делах. Торжество в Экспедиции закончилось трапезой, в которой участвовало более 200 человек.

В 1905 году произошло изменение технической политики предприятия, связанное с промышленным подъемом в экономике России. Вместо князя Б.Б. Голицына управляющим Экспедицией стал Н. И. Тавилдаров. Все усилия нового управляющего были направлены на усовершенствование производства денежных знаков (были выпущены шедевры мировой бонистики) и других ценных бумаг. Он практически прекратил выпуск иллюстрированных изданий по искусству, истории, естествознанию и другим наукам, организованный Б. Б. Голицыным.

1 августа 1912 года отец Философ без всяких на то оснований по распоряжению нового управляющего был освобожден от должности заведующего Технической школой.

После оставления должности в Технической школе о. Философ испытывал чувство горечи, ведь эта Школа, в которой учащиеся получали среднее образование и специальность, была поистине его детищем. Его стараниями она зародилась, его стараниями она была доведена до образцового состояния. Читая поздравительные адреса, полученные батюшкой в день 25-летия его пастырского служения, видно, с какими неподдельными чувствами благодарности, уважения и любви относились к нему преподаватели, сотрудники и учащиеся.
ПОДВИГ ОТЦА ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО. 
В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Он переехал вместе с семьей в квартиру рядом с собором. Во время Первой мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьей переехал в небольшое казенное помещение.

Неоднократно и сам он выезжал в районы боевых действий, сопровождая обозы с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова, и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма. Понимая, что православие является основой жизни русского народа , батюшка призывал интеллигенцию : «Нашей интеллигенции надо стать русскою», – не уставал повторять он.

На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Петр Скипетров (память 20 января). Отец Философ при его отпевании произнес проповедь, бесстрашно обличив большевиков.

Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению «русичей» вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, когда в лавре был убит отец Петр Скипетров, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской лавры, устроив крестные ходы к ней со всех храмов столицы.

9 августа 1918 года батюшку Философа как священнослужителя и его двух старших сыновей, Николая и Бориса, арестовали. Во время ареста батюшка был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в ЧК, требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадта.

Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими тридцатью заключенными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговоренными. Место казни находилось, по одним предположениям, в Кронштадте, по другим – неподалеку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом, как считает краевед Вареник О.П., расстрел состоялся на дамбе в Стрельне. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив..

Об эти событиях рассказывает стих иеромонаха Романа (Матюшина) «Судом постыдным осудили»:

                                                                                            Судом постыдным осудили:
                                                                                            За веру в Бога — пуля в лоб.
                                                                                            И палачи ещё шутили:
                                                                                            — Кого сначала шлёпнуть, поп?    
                                                                                            Решай, как скажешь, так и будет,
                                                                                            Тебя или сынов твоих?
                                                                                            — Спасибо и на этом, люди.
                                                                                            Меня — потом, сначала — их.
                                                                                            Не бойтесь, детки, смерть мгновенна,
                                                                                            Я отправляю вас к Христу,
                                                                                            Кончина за Него блаженна,
                                                                                            А я за вами вслед приду.
                                                                                            И грянул залп, и был он меток,
                                                                                            Упали молча сыновья.
                                                                                            Отец отпел себя и деток:
                                                                                            — Ну вот, теперь готов и я.
                                                                                            За землю нечего держаться —
                                                                                            Господь венцы благословил.
                                                                                            О, треблаженные страдальцы!
                                                                                            О, высота святой Любви! 
Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский
Контакты музея "Зеркало истории"
190103, Город Санкт-Петербург, улица Дровяная,
дом 7а, литера А;
(812) 251-43-34, Факс: (812)251-39-34
sc278@adm-edu.spb.ru
Режим работы музея : будние дни с 10:00 до 17:00
© Музей "Зеркало истории"